Значение влияния стресса на органы и системы крайне велико и уже доказано в многочисленных исследованиях. Если несколько лет назад некоторые пациенты скептически воспринимали рекомендации доктора исключить стрессовые факторы («доктор, ну как же не нервничать в наше время?»), то на сегодняшний день таких вопросов возникает все меньше.
Поскольку кожа является органом, который значительно подвержен окислительному, химическому и тепловому стрессу, а также травмам и воспалениям, то ученые искали ответы, за счет каких именно механизмов регулируется стрессорный ответ и есть ли какие-либо специфические методы модификации такого фактора [1].
Недавно проведенные исследования [1] установили корреляцию между потерей или усилением жизнедеятельности клеток кожи и модификацией липидов. Такие результаты предполагают важную роль эпилипидома в реакциях на стресс и регуляции иммунных процессов в коже. Именно к липидам приковано такое пристальное внимание, поскольку именно они «ответственные» за формирование и функционирование клеточных мембран, метаболизм и передачу сигналов в клетке.
Кроме того, в ответной реакции на стресс принимают участие иммунные клетки, гормоны, нейротрансмиттеры. Стресс-индуцированные кожные реакции в первую очередь включают секрецию цитокинов (например, интерлейкина-6, интерлейкина-1, интерферон-g) и активацию такого сложного механизма как «кожные покровы – кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ) – проопиомеланокортин (POMC) – адренокортикотропный гормон (АКТГ) – кортикостероидная ось», что приводит к немедленной или постоянной (при продолжительном воздействии стрессорного агента) секреции кортикостероидов в клетки кожи [2].
Непосредственно клетки кожи, такие как кератиноциты и фибробласты, способны продуцировать сигнальные пептиды для гипоталамуса и гипофиза, что позволяет им реагировать на КРГ путем активации гена POMC, за которым следует АКТГ и впоследствии выработка кортикостероидов. Кератиноциты могут экспрессировать рецепторы нейротрансмиттеров (например, адреналина, норадреналина, дофамина, гистамина, ацетилхолина), нейротрофинов и нейропептидов (например, вещества Р) [2], которые важны для понимания психонейроиммунологических механизмов влияния стресса на жизнедеятельность и, как следствие, состояние кожи.
Таким образом, с учетом вышеизложенных фактов, клиницисты выделяют такое перспективное направление для исследований, как психонейроиммунология в дерматологии. В многочисленных наблюдениях продемонстрировано, что комплексное стресс-индуцированное воздействие имеет место при кожных заболеваниях (например, псориазе, атопическом дерматите, крапивнице, папилломавирусной инфекции, алопеции, акне). Реакции кожи на стресс, как в прямую, так и в обратную сторону, могут влиять на тяжесть течения заболевания и частоту обострений, учитывая воздействие локально секретируемых кортикостероидов и других медиаторов, влияющих на целостность кожи, воспаление и способность к регенерации [2].
Литература:
[1] Gruber F, Marchetti-Deschmann M, Kremslehner C, Schosserer M. The Skin Epilipidome in Stress, Aging, and Inflammation. Front Endocrinol (Lausanne). 2021 Jan 21;11:607076. doi: 10.3389/fendo.2020.607076. PMID: 33551998; PMCID: PMC7859619.
[2] Pondeljak N, Lugović-Mihić L. Stress-induced Interaction of Skin Immune Cells, Hormones, and Neurotransmitters. Clin Ther. 2020 May;42(5):757-770. doi: 10.1016/j.clinthera.2020.03.008. Epub 2020 Apr 7. PMID: 32276734.