Пробиотики уже давно являются обширным предметом исследований эффективности при различных заболеваниях, начиная от острой диареи и заканчивая аутизмом. Пробиотики и синбиотики изучались в рандомизированных контролируемых исследованиях (РКИ) для оценки их эффективности.
Пробиотики представляют собой «живые» микроорганизмы, которые усиливают барьерную функцию кишечника и восстанавливают баланс кишечной флоры, в то время как синбиотики – это пробиотики в комбинации с неперевариваемыми волокнами пищевых ингредиентов, избирательно стимулирующие рост и активность некоторых родов микроорганизмов в толстой кишке [1].
Эффективность пробиотиков и синбиотиков в терапии острой ротавирусной диареи у детей продемонстрирована в обзоре нескольких клинических исследований [1], где ученые отметили, что их прием оказал положительное влияние на сокращение продолжительности диареи и госпитализации, снижение длительности рвоты, улучшение частоты и характера стула. При анализе подгрупп было установлено, что терапия синбиотиками имела бὀльшую эффективность в снижении продолжительности диареи и дней госпитализации в сравнении с пробиотиками.
На самом деле, пробиотики начали использовать еще в начале ХIX века у детей, страдающих диареей. С тех пор многочисленные исследования продемонстрировали изменения микробиоты кишечника или кожи при различных заболеваниях и предполагаемые положительные эффекты некоторых пробиотиков. Ученые предположили, что воздействие пробиотиков, а также бактерий, колонизирующих пищу, не заключаются в их способности прививаться к микробиоте, а скорее в обмене генами и метаболитами, восстановлении микробиоты и непосредственном влиянии на эпителиальные и иммунные клетки кишечника [2].
Модуляция микробиоты с помощью пробиотиков нового поколения представляет собой заманчивую перспективу на будущее. Тем не менее необходимы дополнительные клинические исследования для уверенной рекомендации конкретных пробиотических штаммов, лучшего понимания постбиотического эффекта веществ, выделяемых пробиотическими бактериями, и понимания парабиотического эффекта инактивированных бактерий.
Литература:
[1] YangB, LuP, LiMX, CaiXL, XiongWY, HouHJ, HaXQ. A meta-analysis of the effects of probiotics and synbiotics in children with acute diarrhea. Medicine (Baltimore). 2019 Sep;98(37):e16618. doi: 10.1097/MD.0000000000016618. PMID: 31517810; PMCID: PMC6750275.
[2] Wieërs G, Belkhir L, Enaud R, Leclercq S, Philippart de Foy JM, Dequenne I, de Timary P, Cani PD. How Probiotics Affect the Microbiota. Front Cell Infect Microbiol. 2020 Jan 15;9:454. doi: 10.3389/fcimb.2019.00454. PMID: 32010640; PMCID: PMC6974441.